Однажды Д. Б. Кабалевский начал лекцию о Л. Бетховене таким случаем:
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанического парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море  «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору - айсберг...
      В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе...
      И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в том же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли...
      Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость...
     Смертельно раненый «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.
     Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
     Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство...
     Продолжая мысль Кабалевского и размышляя над сказанным, Арман Сагынбаев  так рассуждает о силе воздействия музыки:
muze2

 

         Музыка. Да, именно музыка. Она есть везде: в реке, в лесу, в парке. Не всегда мы ее слышим, но она есть. Музыка сопровождает нас всегда и везде. Открыв первый раз глаза, мы слышим музыку - нежный, великолепный и неповторимый голос матери. Эта музыка сопровождает нас в течение жизни. Даже когда самый близкий человек уходит навечно, мы все равно в щебетании птиц, в шелесте листьев слышим этот голос, эту музыку... Провожая нам дорогих людей, мы провожаем их с музыкой.
     Третья симфония Бетховена - одно из величайших произведений. В трагические минуты она дала силу жить. Музыканты, исполняющие эту великолепную музыку, поняли, что эта симфония поможет людям справиться со стихией страха. Многие принесли себя в жертву ради спасения остальных.
     Картина, скульптура – на них можно смотреть и любоваться вечно. Но лишь музыка неосязаема, невидима, но все это не преграда созданию произведений, потому что музыку можно слышать, а главное - чувствовать.
     Третья симфония Бетховена - это малая часть всего, что создано и будет создаваться человечеством из музыкальных произведений. А все, что здесь написано - еще меньшая доля того, что значит Музыка.

                                                                                   Арман Сагынбаев 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz